Бани в Ярославле. Их становление в развитии города.
Первые упоминания о русской бане относятся к IV-V вв. Однако сохранилось весь любопытное известие о бане апостола Андрея Первозванного. По преданию, святой возвращался из Синопа в Рим, двигаяясь вверх по реке Днепр. В районе современного Новгорода его внимание привлекли местные жители. Они собирались в маленьких землянках, а потом с криками, разгоряченные прыгали в снег и в ледяную воду, при этом немилосердно колотя друг друга прутами. Первоначально апостол посчитал этот обряд за особое наказание, но потом отметил, что «хоть наказываемых колотят прутами, те, надо полагать, испытывают от этого странное удовольствие».
Первоначально бани как самостоятельной единицы усадьбы не существовало. Слваяне жили в землянках (16 квадратных метров), которые в случае необходимости легко переоборудовались в бани. Впоследствии происходит разделение. Жилища превращаются в полуземлянки с острой крышей, возвышающейся над уровнем земли. Бани продолжали строить с плоской крышей, которую для лучшего сдерживания пара стали закладывать торфом и дерном. Тес, из которого делали внутренний обшив землянки, был в основном из хвойных пород: сосны и ели. Печи в русских жилищах не было, вместо нее использовался очаг, ограниченный по диаметру большими камнями. К IX-X вв. появляется «каменка». Первые банщики нагревали камни в огне, а потом обливали их водой, чем поддерживали в помещении нужную температуру и влажность.
Если баня использовалась для лечения, то на камни было принято класть разные травы и порошки. Они придавали бане «особую духмянность».
К X-XII вв. в ярославских домах появляются круглые глинобитные печи. Окна заклеивались бычьими пузырями или не прорезались вовсе. Первые бани строились преимущественно вдоль Волги и на Стрелке, чуть затрагивая нижнее течение Которосли.
К XIII – XIV вв. бани перемещаются в район Которосли и теперь их «рубят», то есть они становятся «наземными». Однако главные особенности – плоская крыша, чаще всего одно узкое оконце и обкладка дерном – сохранились. В Ярославле они встречались практически в каждой городской усадьбе. Непременным атрибутом бани в центральной части города особый колодец и большие дубовые кадушки для водных процедур.
В XV – XVI вв. появилась традиционная русская печь. Бани по-прежнему строили из ели и сосны, их размеры остановились в пределах 3 -6,5 квадратных метра. Для покрытия крыш использовали дранку – пластины длиной 1,5 – 2 метра и тес. В потолке делали отверстие для выхода дыма и вьюшку для регулирования температуры. В посадских банях по-прежнему популярны были печки-каменки. В богатых ярославских «мыльнях» использовали печи с дымоходами. Особо ценилось «белое мыло», которое варили в Ярославле многочисленные маловаренные заводики на его окраинах и по берегам Которосли.
Своеобразным строительным цехом города была Срубная слобода (ул. Собинова), жители которой не раз отстраивали Ярославль после пожаров. Замечательно строили ярославские мастера и бани. Обычно на постройку бани уходили день-два, но главная работа по установке каменки длилась гораздо дольше. По окончании работ устраивались «показательные испытания» на пар, дух, жар и т.д. Приглашались друзья и соседи, а заканчивались испытания застольем. Ярославцев в других русских городах называли «белотельцами» (чистюлями) именно из-за поголовной привычки часто «топить бани»: необходимой принадлежностью практически каждого ярославского двора была баня или мыльня.
К этому времени относится еще один банный сюрприз. Банями стало ведать государство. Все, имевшие в хозяйстве этот вид имущества, обязаны были платить особый налог – «банную деньгу». Кроме того, держать бани в ярославском посаде, продавать и передавать их ярославцы могли только таким же посадским людям. Это сильно тормозило рост города.
Осознав доходность нового «бизнеса», банями занялась казна. Появились «государевы бани», которые отдавались «на откуп» вначале за заслуги перед государем, а затем и всем желающим. Банные откупщики старались получить с бань наибольший доход. Так в банях стали продавать квас, пиво, а затем и более крепкие спиртные напитки. Спустя некоторое время появляются закуски, продажа веников и иной банный сервис.
В 1630 году в Ярославле значились три царские торговые откупные бани: две – близ Которосли за «Зелейными» воротами, одна – на берегу волги за Волжскими воротами. В 1691 году в Ярославле значится только одна откупная баня. Это объясняется тем, что ярославцы предпочитали мыться дома, а в государевой бане обслуживались в основном приезжие купцы и гости города. В 1802 году ситуация не изменилась: в городе существует единственная торговая баня, про которую осталась пословицы: «торговые бани других чисто моют, а сами в грязи тонут». В банях, при всей их демократичности, также присутствовало деление на «сословия». Богатые ярославцы и люди со средствами посещали «господское», или дворянское отделение, простонародье – «общее» отделение. Делилась баня на три части: «раздевальня», «мыльня», и «горячая». Стоков для воды под полом не было. Мыльная вода по деревянным лежакам поступала в отстойные колодцы во дворе, а из них в реку. Отапливалась баня «каменками» в «горячих» и «голландками» в «раздевальнях». Топили дровами, дрова сплавляли плотами по Которосли.
В 1889 году в Ярославле насчитывалось 463 бани, принадлежавшие горожанам. В это же время состоятельные ярославцы обзаводятся ваннами. Дело это было новое и непривычное. Так, по описи дома почетного гражданина Ф.Е. Вахромеева, указана особая комната с мраморной ванной. Однако большинство ярославцев нововведение осудило.
Люди любили «Всласть» попариться, поговорить в своей компании, отдохнуть с прохладительными напитками в «раздевальне». Если не было своей мыльни, народ шел в торговую. Цены здесь были весьма умеренными: мочалка стоила 9-10 копеек, мыло – 1 копейку. Особо ценились веники. Несколько ярославских семей превратили подготовку веников в «семейный бизнес». Они умели подбирать веник, по-особому его сушить и вязать. Цены на этот вид банной церемонии колебались от 1 до 30 копеек. Ярославских солдат мыли в гарнизонной бане или в простанородном отделении. На десять человек солдатам полагался один веник. Самое лучшее мочало называлось «бараночное», самое грубое – «кулевое».
В Москве существовали особые «банные» землячества: коломенцы, каширцы, веневцы и т.д. Представители этих уездов «из поколения в поколение» работали мойщиками и банщиками. В Ярославле это было не так развито. Правда, в ярославских «мыльнях» особо ценились банщики из северных уездов губерни (Пошехонский, Рыбинский, Романовский, Даниловский): считалось, что они умеют «лихо парить».
В XX веке ценились в Ярославле разудалые банщики-татары. Работа банщика была очень тяжелой: постоянно в пару, на жаре.
Открывались бани в 5-6 часов утра, закрывались к полуночи. Иногда профессия банщика передавалась по наследству. Маленьким мальчиком приезжал будущий мастер в Ярославль и поступал учеником к старшей родне. Сначала мальчики продавали квас, в небанные дни (понедельник, вторник) мыли полы и банный инвентарь, в банные дни готовили веники. Особенно много веников требовалось по субботам перед большими церковными праздниками. Веники привозили возами из пригородов Ярославля, иногда из-под Романова и Костромы, связанные лыком попарно. В бане работали цирюльники. Можно было подстричься, срезать мозоли и «всласть поговорить» на разные темы.
Перед революцией в Ярославле работали четыре торговые (общественно-коммерческие) бани: «Центральные» (Оловянишниковых), две бани, принадлежащие купцам Мурановым, и баня «Наследники купца Петровичева», располагавшая в закоторосльной части города.
Первоначально бани как самостоятельной единицы усадьбы не существовало. Слваяне жили в землянках (16 квадратных метров), которые в случае необходимости легко переоборудовались в бани. Впоследствии происходит разделение. Жилища превращаются в полуземлянки с острой крышей, возвышающейся над уровнем земли. Бани продолжали строить с плоской крышей, которую для лучшего сдерживания пара стали закладывать торфом и дерном. Тес, из которого делали внутренний обшив землянки, был в основном из хвойных пород: сосны и ели. Печи в русских жилищах не было, вместо нее использовался очаг, ограниченный по диаметру большими камнями. К IX-X вв. появляется «каменка». Первые банщики нагревали камни в огне, а потом обливали их водой, чем поддерживали в помещении нужную температуру и влажность.
Если баня использовалась для лечения, то на камни было принято класть разные травы и порошки. Они придавали бане «особую духмянность».
К X-XII вв. в ярославских домах появляются круглые глинобитные печи. Окна заклеивались бычьими пузырями или не прорезались вовсе. Первые бани строились преимущественно вдоль Волги и на Стрелке, чуть затрагивая нижнее течение Которосли.
К XIII – XIV вв. бани перемещаются в район Которосли и теперь их «рубят», то есть они становятся «наземными». Однако главные особенности – плоская крыша, чаще всего одно узкое оконце и обкладка дерном – сохранились. В Ярославле они встречались практически в каждой городской усадьбе. Непременным атрибутом бани в центральной части города особый колодец и большие дубовые кадушки для водных процедур.
В XV – XVI вв. появилась традиционная русская печь. Бани по-прежнему строили из ели и сосны, их размеры остановились в пределах 3 -6,5 квадратных метра. Для покрытия крыш использовали дранку – пластины длиной 1,5 – 2 метра и тес. В потолке делали отверстие для выхода дыма и вьюшку для регулирования температуры. В посадских банях по-прежнему популярны были печки-каменки. В богатых ярославских «мыльнях» использовали печи с дымоходами. Особо ценилось «белое мыло», которое варили в Ярославле многочисленные маловаренные заводики на его окраинах и по берегам Которосли.
Своеобразным строительным цехом города была Срубная слобода (ул. Собинова), жители которой не раз отстраивали Ярославль после пожаров. Замечательно строили ярославские мастера и бани. Обычно на постройку бани уходили день-два, но главная работа по установке каменки длилась гораздо дольше. По окончании работ устраивались «показательные испытания» на пар, дух, жар и т.д. Приглашались друзья и соседи, а заканчивались испытания застольем. Ярославцев в других русских городах называли «белотельцами» (чистюлями) именно из-за поголовной привычки часто «топить бани»: необходимой принадлежностью практически каждого ярославского двора была баня или мыльня.
К этому времени относится еще один банный сюрприз. Банями стало ведать государство. Все, имевшие в хозяйстве этот вид имущества, обязаны были платить особый налог – «банную деньгу». Кроме того, держать бани в ярославском посаде, продавать и передавать их ярославцы могли только таким же посадским людям. Это сильно тормозило рост города.
Осознав доходность нового «бизнеса», банями занялась казна. Появились «государевы бани», которые отдавались «на откуп» вначале за заслуги перед государем, а затем и всем желающим. Банные откупщики старались получить с бань наибольший доход. Так в банях стали продавать квас, пиво, а затем и более крепкие спиртные напитки. Спустя некоторое время появляются закуски, продажа веников и иной банный сервис.
В 1630 году в Ярославле значились три царские торговые откупные бани: две – близ Которосли за «Зелейными» воротами, одна – на берегу волги за Волжскими воротами. В 1691 году в Ярославле значится только одна откупная баня. Это объясняется тем, что ярославцы предпочитали мыться дома, а в государевой бане обслуживались в основном приезжие купцы и гости города. В 1802 году ситуация не изменилась: в городе существует единственная торговая баня, про которую осталась пословицы: «торговые бани других чисто моют, а сами в грязи тонут». В банях, при всей их демократичности, также присутствовало деление на «сословия». Богатые ярославцы и люди со средствами посещали «господское», или дворянское отделение, простонародье – «общее» отделение. Делилась баня на три части: «раздевальня», «мыльня», и «горячая». Стоков для воды под полом не было. Мыльная вода по деревянным лежакам поступала в отстойные колодцы во дворе, а из них в реку. Отапливалась баня «каменками» в «горячих» и «голландками» в «раздевальнях». Топили дровами, дрова сплавляли плотами по Которосли.
В 1889 году в Ярославле насчитывалось 463 бани, принадлежавшие горожанам. В это же время состоятельные ярославцы обзаводятся ваннами. Дело это было новое и непривычное. Так, по описи дома почетного гражданина Ф.Е. Вахромеева, указана особая комната с мраморной ванной. Однако большинство ярославцев нововведение осудило.
Люди любили «Всласть» попариться, поговорить в своей компании, отдохнуть с прохладительными напитками в «раздевальне». Если не было своей мыльни, народ шел в торговую. Цены здесь были весьма умеренными: мочалка стоила 9-10 копеек, мыло – 1 копейку. Особо ценились веники. Несколько ярославских семей превратили подготовку веников в «семейный бизнес». Они умели подбирать веник, по-особому его сушить и вязать. Цены на этот вид банной церемонии колебались от 1 до 30 копеек. Ярославских солдат мыли в гарнизонной бане или в простанородном отделении. На десять человек солдатам полагался один веник. Самое лучшее мочало называлось «бараночное», самое грубое – «кулевое».
В Москве существовали особые «банные» землячества: коломенцы, каширцы, веневцы и т.д. Представители этих уездов «из поколения в поколение» работали мойщиками и банщиками. В Ярославле это было не так развито. Правда, в ярославских «мыльнях» особо ценились банщики из северных уездов губерни (Пошехонский, Рыбинский, Романовский, Даниловский): считалось, что они умеют «лихо парить».
В XX веке ценились в Ярославле разудалые банщики-татары. Работа банщика была очень тяжелой: постоянно в пару, на жаре.
Открывались бани в 5-6 часов утра, закрывались к полуночи. Иногда профессия банщика передавалась по наследству. Маленьким мальчиком приезжал будущий мастер в Ярославль и поступал учеником к старшей родне. Сначала мальчики продавали квас, в небанные дни (понедельник, вторник) мыли полы и банный инвентарь, в банные дни готовили веники. Особенно много веников требовалось по субботам перед большими церковными праздниками. Веники привозили возами из пригородов Ярославля, иногда из-под Романова и Костромы, связанные лыком попарно. В бане работали цирюльники. Можно было подстричься, срезать мозоли и «всласть поговорить» на разные темы.
Перед революцией в Ярославле работали четыре торговые (общественно-коммерческие) бани: «Центральные» (Оловянишниковых), две бани, принадлежащие купцам Мурановым, и баня «Наследники купца Петровичева», располагавшая в закоторосльной части города.