Русское и советское искусство в ярославских музеях
В создании особой атмосферы, где жизнь большого современного города тесно переплетена с памятниками прошлых эпох, огромная роль принадлежит советским архитекторам - градостроителям и рестовраторам.
Именно благодя их трудам новое строительство осущесвляется исключительно бережно по отношению к прежней застройке, а выдающиеся памятники сохраняются и восстанавлиются в первоизданной красоте.
Начало этому широкому процессу реставрации было положено еще в 1918 году, когда после белогвардейского мятежа многие сооружения в городе оказались сильно пострадавшими и для их восстановления была создана Ярославская реставрационная комиссия - один из первенцев совесткого реставрационного дела. С тех пор благодаря непрекращавшейся работе рестовраторов в Ярославле возвращены к жизни десятки самых различных памятников архитектуры и живописи.
Большое значение имеет исключительно широкое музейное использование многих этих памятников. Самый крупный из ансамблей - Спасо-Преображенский монастырь - превращен в историко архитектурный музей-заповедник, располагающий значительными художественными ценностями: произведениями древнерусской живописи, декоративно прикладного и народного искусства. Филиалами этого музея являются наиболее значительные храмовые здания с украшающими их интереьеры фресками и изделиями художественных ремесел: церкви Ильи Пророка, Николы Надеина, Рождества Христова, Богоявления, Иоанна Златоуста в Коровниках и Иоанна Предтечи в Толчкове.
Одним из крупнейших областных собраний русского искусства является Ярославский художественный музей. Созданный еще в конце 1919 года как художественная галерея, он насчитывает к настоящему времени более восьми тысяч произведений преимущественно станковой живописи и скульптуры. Его экспозиция, ныне расположенная в двух замечательных памятниках архитектуры - Митрополичьих палатах и бывшем доме губернатора, состоит из трех разделов: древнерусского, русского XVII - начала XX века и советского искусства.
Живопись России первой трети XVIII века в основном связана со становлением нового станкового вида искусства - светской картины, постепенно оттесняющей на второй план иконопись. В первую очередь получает развитие портретный жанр, связанный с интересом к отдельным людям и особенно деятельным личностям, которых выдвинула петровская эпоха с ее коренными преобразованиями во всех областях жизни. Однако черты реального изображения человека во многом еще оказываются скованными прежними иконописными приемами, близкими парсуне, как это можно видеть в портрете Н.К. Нарышкиной неизвестного мастера.
Гораздо острее, выразительнее и глубже по передаче внутреннего образа портрет П.П. Шафирова также неизвестного художника, отличающийся подчеркнутой парадностью и динамичносстью трактовки, что явно связано с влиянием искусства барокко. В портрете А.А. Волкова К.Л. Христинека привлекает особая красота живописи с характерными для середины XVIII века сочетанием коричневых, зеленых и серых тонов. В противоположность подобным произведениям нежная лиричность чувствуется в небольшом портрете мальчика П.С. Дрождина.
Жанр парадного светского портрета второй половины XVIII века представлен крупной работой местного художника Д.М. Коренева "Портрет купца И.Я. Кучумова", в которой проявилась какая-то простонародность и одновременно велеречивая торжественность. Из портретного искусства первой половины XIX века, насчитывающего в музее значительное число вещей, интересен портрет князя А.Б. Куракина австрийского художника Д.-Б. Лампи. Великолепен пронизанный пафосом гражданственности и вместе с тем романтической одухотворенности портрет графа В.А. Мусина-Пушкина К.П. Брюллова. Несколько камернее, интимнее рядом с ним выглядит портрет А.А. Шестова работы В.А. Тропинина, отличающийся глубокой психологичностью.
Особый раздел портретной живописи составляют в музее произведения талантливых местных художников первой половины и середины XIX века: ярославца Н.Д. Мыльникова, угличанина И.В. Тарханова и др.
Их произведения, в основном портреты местных заказчиков, представителей купечества и мещанства, отличаются глубиной проникновения во внутренний мир своих персонажей. И эта острота характеристик вполне искупает иногда некоторую примитивность и наивность трактовки, как в "Портрете купеческой семьи" неизвестного ярославского художника.
Из произведений передвижников, выдвинувших в 1860-е годы программу реалистического искусства, с новой тематикой из жизни народа в противовес далекому от окружающей действительности официальному академизму, обращают на себя внимание картины бытового жанра: "Дворник, отдающий квартиру барыне" В.Г. Перова, "На заработки" Л.Т. Соломаткина. Среди многочисленных пейзажей передвижников наиболее интересны выделяющийся своей лиричностью "У колодца" А.К. Саврасова и, напротив, какой-то особой монументальностью и точностью в передаче натуры "Березовая роща" И.И. Шишкина. Очень тонко и проникновенно, со стремлением к созданию обобщенного образа природы написан "Ранний снег" В.Д. Поленова.
Из портретов необходимо в первую очередь назвать мастерски выполненный "Портрет неизвестной" И.Н. Крамского, вождя и идеолога передвижничества. Вершин реалистического мастерства достигают в своих работах крупнейшие русские художники И.Е. Репин и В.А. Серов, которые раскрывают в глубоко психологических портретах (репинский портрет А.И. Антипова и серовский портрет П.Д. Антиповой) богатый мир человеческих чувств.
На рубеже 19-20 веков в русской живописи наблюдаются сложные процессы, связанные с поисками нового художественного языка и новой тематики. Так, в творчестве Н.А. Касаткина в искусство входит образ рабочего ("Вагранщик"). Историзм, увлечение далеким прошлым России порождают стремление воплотить в картинах жизнь древней Руси, как это было свойственно А.М. Васнецову.
Особое значение приобретает жанр натюрморта, получивший широкое распространение в связи с увлечением пространнственно-пластическими и цветовыми поисками.
Советское искусство 20-30-х годов представлено в музее большим числом различных произведений живописи и скульптуры, проникнутых новым ощущением образа, в частности, исполненных такими мастерами, как П.В. Кузнецов ("Портрет Е.М. Бебутовой"), И.И. Машков ( "Натюрморт фарфоровой фигуркой"), Р.Р. Фальк ("Печка"), Н.М. Чернышев ("Девочка в голубом платье"), П.П. Кончаловский ("Дубы. Этюд").
В собрании послевоенной живописи, многообразной по жанрам, тематике и направлениям, представлен целый ряд различных по мастерству художников, в том числе и местных. Среди значительных можно выделить работы А.А. Лабасова, В.Ф. Стожарова, И.А. Попова, В.М. Сидорова.
Именно благодя их трудам новое строительство осущесвляется исключительно бережно по отношению к прежней застройке, а выдающиеся памятники сохраняются и восстанавлиются в первоизданной красоте.
Начало этому широкому процессу реставрации было положено еще в 1918 году, когда после белогвардейского мятежа многие сооружения в городе оказались сильно пострадавшими и для их восстановления была создана Ярославская реставрационная комиссия - один из первенцев совесткого реставрационного дела. С тех пор благодаря непрекращавшейся работе рестовраторов в Ярославле возвращены к жизни десятки самых различных памятников архитектуры и живописи.
Большое значение имеет исключительно широкое музейное использование многих этих памятников. Самый крупный из ансамблей - Спасо-Преображенский монастырь - превращен в историко архитектурный музей-заповедник, располагающий значительными художественными ценностями: произведениями древнерусской живописи, декоративно прикладного и народного искусства. Филиалами этого музея являются наиболее значительные храмовые здания с украшающими их интереьеры фресками и изделиями художественных ремесел: церкви Ильи Пророка, Николы Надеина, Рождества Христова, Богоявления, Иоанна Златоуста в Коровниках и Иоанна Предтечи в Толчкове.
Одним из крупнейших областных собраний русского искусства является Ярославский художественный музей. Созданный еще в конце 1919 года как художественная галерея, он насчитывает к настоящему времени более восьми тысяч произведений преимущественно станковой живописи и скульптуры. Его экспозиция, ныне расположенная в двух замечательных памятниках архитектуры - Митрополичьих палатах и бывшем доме губернатора, состоит из трех разделов: древнерусского, русского XVII - начала XX века и советского искусства.
Живопись России первой трети XVIII века в основном связана со становлением нового станкового вида искусства - светской картины, постепенно оттесняющей на второй план иконопись. В первую очередь получает развитие портретный жанр, связанный с интересом к отдельным людям и особенно деятельным личностям, которых выдвинула петровская эпоха с ее коренными преобразованиями во всех областях жизни. Однако черты реального изображения человека во многом еще оказываются скованными прежними иконописными приемами, близкими парсуне, как это можно видеть в портрете Н.К. Нарышкиной неизвестного мастера.
Гораздо острее, выразительнее и глубже по передаче внутреннего образа портрет П.П. Шафирова также неизвестного художника, отличающийся подчеркнутой парадностью и динамичносстью трактовки, что явно связано с влиянием искусства барокко. В портрете А.А. Волкова К.Л. Христинека привлекает особая красота живописи с характерными для середины XVIII века сочетанием коричневых, зеленых и серых тонов. В противоположность подобным произведениям нежная лиричность чувствуется в небольшом портрете мальчика П.С. Дрождина.
Жанр парадного светского портрета второй половины XVIII века представлен крупной работой местного художника Д.М. Коренева "Портрет купца И.Я. Кучумова", в которой проявилась какая-то простонародность и одновременно велеречивая торжественность. Из портретного искусства первой половины XIX века, насчитывающего в музее значительное число вещей, интересен портрет князя А.Б. Куракина австрийского художника Д.-Б. Лампи. Великолепен пронизанный пафосом гражданственности и вместе с тем романтической одухотворенности портрет графа В.А. Мусина-Пушкина К.П. Брюллова. Несколько камернее, интимнее рядом с ним выглядит портрет А.А. Шестова работы В.А. Тропинина, отличающийся глубокой психологичностью.
Особый раздел портретной живописи составляют в музее произведения талантливых местных художников первой половины и середины XIX века: ярославца Н.Д. Мыльникова, угличанина И.В. Тарханова и др.
Их произведения, в основном портреты местных заказчиков, представителей купечества и мещанства, отличаются глубиной проникновения во внутренний мир своих персонажей. И эта острота характеристик вполне искупает иногда некоторую примитивность и наивность трактовки, как в "Портрете купеческой семьи" неизвестного ярославского художника.
Из произведений передвижников, выдвинувших в 1860-е годы программу реалистического искусства, с новой тематикой из жизни народа в противовес далекому от окружающей действительности официальному академизму, обращают на себя внимание картины бытового жанра: "Дворник, отдающий квартиру барыне" В.Г. Перова, "На заработки" Л.Т. Соломаткина. Среди многочисленных пейзажей передвижников наиболее интересны выделяющийся своей лиричностью "У колодца" А.К. Саврасова и, напротив, какой-то особой монументальностью и точностью в передаче натуры "Березовая роща" И.И. Шишкина. Очень тонко и проникновенно, со стремлением к созданию обобщенного образа природы написан "Ранний снег" В.Д. Поленова.
Из портретов необходимо в первую очередь назвать мастерски выполненный "Портрет неизвестной" И.Н. Крамского, вождя и идеолога передвижничества. Вершин реалистического мастерства достигают в своих работах крупнейшие русские художники И.Е. Репин и В.А. Серов, которые раскрывают в глубоко психологических портретах (репинский портрет А.И. Антипова и серовский портрет П.Д. Антиповой) богатый мир человеческих чувств.
На рубеже 19-20 веков в русской живописи наблюдаются сложные процессы, связанные с поисками нового художественного языка и новой тематики. Так, в творчестве Н.А. Касаткина в искусство входит образ рабочего ("Вагранщик"). Историзм, увлечение далеким прошлым России порождают стремление воплотить в картинах жизнь древней Руси, как это было свойственно А.М. Васнецову.
Особое значение приобретает жанр натюрморта, получивший широкое распространение в связи с увлечением пространнственно-пластическими и цветовыми поисками.
Советское искусство 20-30-х годов представлено в музее большим числом различных произведений живописи и скульптуры, проникнутых новым ощущением образа, в частности, исполненных такими мастерами, как П.В. Кузнецов ("Портрет Е.М. Бебутовой"), И.И. Машков ( "Натюрморт фарфоровой фигуркой"), Р.Р. Фальк ("Печка"), Н.М. Чернышев ("Девочка в голубом платье"), П.П. Кончаловский ("Дубы. Этюд").
В собрании послевоенной живописи, многообразной по жанрам, тематике и направлениям, представлен целый ряд различных по мастерству художников, в том числе и местных. Среди значительных можно выделить работы А.А. Лабасова, В.Ф. Стожарова, И.А. Попова, В.М. Сидорова.