Театр и антрепренеры
В 1880 году Смирнов продал театр местному купцу Черногорову. Новый владелец Ярославского театра Черногоров довольно быстро пришел к выводу с тем, что дело это является для него хлопотным и невыгодным. Он решил продать здание театра. Покупателей не было. Тогда Черногоров обратился к Ярославской городской управе (исполнительный орган Думы) и предложил купить у него театр за низкую цену. Это было в 1881 году. Дума отказалась от этой покупки. Тогда Черногоров заявил, что перестраивать или ремонтировать полуразрушенное здание он не намерен и вынужден будет закрыть театр, а здание его приспособить для коммерческих целей.
В этих условиях Дума пошла на переговоры с Черногоровым. Здание театра было отремонтировано представителями думы. Картина обнаружилась весьма мрачная. Местная газета писала по этому поводу: «Смирнов довел театр до печального состояния. Многим из обывателей нашего города памятна непритязательная и грязная обстановка театра того времени. Сзади театра к стороне Казанского бульвара, отделенный только деревянной перегородкой, находился кафе-ресторан, являвшийся одной из главных статей дохода театрального антрепренера. Обследование технического состояния театра показало, что он крайне опасен и в пожарном отношени: освещается театр керосиновыми лампами, которые висели так низко, что при выходе зрители задевали их головами. Деревянные лестницы здания расшатались и подгнили.
Думе пришлось все же купить здание театра. Куплено оно было после долгой торговли (Черногоров запросил 19 тыс. рублей) за 15 тыс рублей в 1882 году Сделка была совершена, и Городская дума стала собственником местного театра.
Городская дума рассматривала театральное дело в городе с точки зрения коммерческой. В связи с этим, Городская дума сдавала ежегодно театр с торгов предприимчивым театральным антрепренерам. Дума была заинтересована в том, чтобы получить максимальный доход. И торговые помещения, принадлежащие городу, и театр сдавался с торгов предпринимателям на равных основаниях – тому, кто больше заплатит, тому, кто предложит более выгодные условия.
Вот типичное объявление такого рода. Объявление от 23 января 1888 года о сдаче в аренду городского театра на зимний сезон 1888-1889 гг. «Принимаются заявки не позднее 12 февраля от желающих получить в аренду Городской театр. Условия: 1). 2000 рублей – арендная плата за период с сентября 1988 года по вторую неделю великогопоста, со всеми декорациями; 2). Буфет и квартира при театральном здании остается в распоряжении Городской управы; 3). Необходимо заключить контракт. В сентябре месяце арендатор обязуется предоставить в кассу управы еще 2000 рублей в качестве залога для обеспечения уплаты положенного жалования артистам; 4). 18 рублей за спектакль – за освещение театра электричеством».
Показательно выступление г-на А.П. Тиковского в Ярославских губернских ведомостях №10, 14 от 1889 года, в котором он анализирует взаимосвязь условий сдачи в аренду театра с материальными результатами данного театрального сезона.
«Полный сбор ярославского театра, по обыкновенным ценам, дает как известно, 518 рублей, между тем из имеющихся у нас под руками самых точных сведений о материальных результатах каждого спектакля оказывается, что за исключением двух бенефисов, полных сборов совсем не было, спектаклей, давших более 300 рублей, было очень немного, во всяком случае, на половину меньше таких, при которых в кассе не насчитывалось 100 рублей. В общем же – «дефицит» до 2700 рублей. Прекрасное вознаграждение за все старания и страшную работу, выпадающую на долю такого «умелого» антрепренера, как г. Борисовский; что же можно ждать от других, менее опытных, труппы которых будут хуже, что далеко еще не значит, что будут дурны? – закрытие театра после 10 спектаклей.
Это можно объяснить отчасти отдавшему предпочтению провинциальной публикой прогулкам по зеленому полю, невозможными условиями, на которых сдается Городской театр. Антрепренеру приходится платить 2000 рублей за сезон и при этом не пользоваться правом сдачи от себя буфета, состовлявшего отдельную статью городских доходов.
Подобных концепций при современных условиях театра никакая сколько-нибудь сносная антреприза не в состоянии выдержать. Не надо забывать, что расходы артистов увеличиваются с каждым годом, увеличиваются гонорары драматических писателей, среди которых существовал полный произвол, увеличиваются расходы на костюмы, декорации, афиши и т.д.
Во всей Европе, где театральное дело развито несравненно более, нежели у нас, где театр (театральное дело) обратился в положительную потребность, везде театр сдается безвозмездно, или города платят субсидию, а зачастую бывает и то и другое. В России театр также не прихоть, для многих при лучших условиях являлся бы такой же желательной потребностью. Провинциальные театры посещают мало, но в большинстве случаев это происходит вследствие крайней неудовлетворительностью труппы условиями, в которых поставлены антрепренеры. При теперешних условиях сдачи театра Ярославль рискует остаться надолго без трупы, что таких антрепнеров, как Борисовский, нельзя не ценить, и, чтобы заручиться им и другими, необходимо снизить арендную плату на 50% с предоставлением антрепренеру отдачи от себя доходных статей, если же это невозможно, то сохранить хотя бы такую же плату. Сдавать театр не на сезон, а на год, не лишая арендатора права пользоваться доходными статьями, которые так ничтожны в сравнении с 130 000 рублям годового прихода г.Ярославля, что поступиться ими на общуюю пользу неразорительно и не грешно».
В своем выступлении автор не только указывает на причины спада в развитии театра в Ярославле, выделяя одну из главных – нежелание Ярославского городской думы поддержать театр, сделать его подлинным культурным центром. Ярославская общественность, а именно образованные слои критиковали подобное отношение городской думы к театру как к коммерческому учреждению, предлагая изменить условия сдачи театра в аренду, что непременно способствовало бы возрождению истинного назначения театрального искусства – влиять на духовный рост общества.
Н.Г. Работнов говорил на заседании комиссии по подготовке к 150-летию русского театра: «Всем хорошо известно, что наш ярославский театр служит, так сказать, подобной ареной для начинающих антреприз, которые, не задаваясь преследованием каких-либо высоких целей, стремятся к достижению единственной цели: как бы проработать зимний сезон без убытка и заменить, променять Ярославль на какой-нибудь другой, более выгодный в этом отношении город».
Такова была судьба Ярославского театра в те годы. И, тем не менее, даже в этих условиях в труппе появлялись новые таланты.
Осенью 1896 года на сцене Ярославского театра началась творческая деятельность замечательного русского актера Ивана Михайловича Москвина. В 1896 году И.М. Москвин окончил с большой серебряной медалью музыкально-драматическое училище и после того приехал в Ярославль. 24 сентября состоялось открытие сезона в ярославском театре. Шла пьеса В.Александрова «На жизненном пути». Одну из небольших ролей в этой пьесе исполнил юный Москвин, выступавший тогда впервые на ярославской сцене. В конце рецензии об этом спектакле, напечатанной 1 октября в местных «Ярославских губернских ведомостях», было сказано несколько бесцветных слов и о Москвине: «Г-н Москвин моментами играл рельефно». В рецензии, напечатанной позднее о постановке пьесы Шпажинского «В старые годы», говорилось, что у «Г-на Москвина есть превосходные моменты».
Однако уже через короткое время ярославский зритель оценил замечательный талант Москвина. 11 октября того же года был дан в местном театра «Лес» А.Н. Островского. Москвин играл роль Счастливцева. В рецензии об этой постановке имя его особо выделялось: «Отчетный спектакль, доставив глубокое наслаждение переполнившей театр публике, вызывал бурные восторги зрителей. Особенно отрадно отметить в данном случае исполнение г-жи Золотаревой и г-на Москвина, таких юных артистов, сценическая карьера которых только начинается, но начинается с таким блеском».
Особым успехом Москвин пользовался в пьесах Островского. Еще через месяц он исполнил роль в пьесе «Не было ни гроша, да вдруг алтын». В рецензии говорилось: «г-н Москвин был бесподобен. Этот юный, очень талантливый актер нашей труппы, пользующийся выдающимся успехом, с каждой новой ролью выказывает все более и более крупное дарование, которое он не зарывает в землю, а совершенствует в полной мере».
28 января 1897 года в яросласком городском театре состоялся бенфис И.М. Москвина. Ставилась комедия Островского «Женитьба Бальзаминова». Москвин исполнял главную роль. К этому времени талант молодого артиста развернулся, окреп, и рецензент писал: «Юный, но уже, безусловно, опытный и еще более того даровитый артист И.М. Москвин представляет собой отрадное сценическое явление – разумно трудящегося хужожника, крупный талант которого, совершенствуясь … в недалеком будущем станет украшением, гордостью русской сцены, если самообразование молодого артиста не остановится, а напротив, будет все более и более развиваться…. С первых же шагов своих на нашей сцене, ставший любимцем ярославской публики, г. Москвин может рассчитывать на внимание к нему».
Это было бы лишь должной данью крупному художнику русской сцены. В день бенефиса Москвину было преподнесено полное собрание сочинений А.Н. Островского, в пьесах которого, как сообщалось в газете, юный артист наиболее проявил перед ярославской публикой свой разносторонний крупный талант».
И.М. Москвин пробыл в Ярославле семь месяцев и переиграл здесь около 60 ролей. Ярославская публика горячо полюбило его.
В этих условиях Дума пошла на переговоры с Черногоровым. Здание театра было отремонтировано представителями думы. Картина обнаружилась весьма мрачная. Местная газета писала по этому поводу: «Смирнов довел театр до печального состояния. Многим из обывателей нашего города памятна непритязательная и грязная обстановка театра того времени. Сзади театра к стороне Казанского бульвара, отделенный только деревянной перегородкой, находился кафе-ресторан, являвшийся одной из главных статей дохода театрального антрепренера. Обследование технического состояния театра показало, что он крайне опасен и в пожарном отношени: освещается театр керосиновыми лампами, которые висели так низко, что при выходе зрители задевали их головами. Деревянные лестницы здания расшатались и подгнили.
Думе пришлось все же купить здание театра. Куплено оно было после долгой торговли (Черногоров запросил 19 тыс. рублей) за 15 тыс рублей в 1882 году Сделка была совершена, и Городская дума стала собственником местного театра.
Городская дума рассматривала театральное дело в городе с точки зрения коммерческой. В связи с этим, Городская дума сдавала ежегодно театр с торгов предприимчивым театральным антрепренерам. Дума была заинтересована в том, чтобы получить максимальный доход. И торговые помещения, принадлежащие городу, и театр сдавался с торгов предпринимателям на равных основаниях – тому, кто больше заплатит, тому, кто предложит более выгодные условия.
Вот типичное объявление такого рода. Объявление от 23 января 1888 года о сдаче в аренду городского театра на зимний сезон 1888-1889 гг. «Принимаются заявки не позднее 12 февраля от желающих получить в аренду Городской театр. Условия: 1). 2000 рублей – арендная плата за период с сентября 1988 года по вторую неделю великогопоста, со всеми декорациями; 2). Буфет и квартира при театральном здании остается в распоряжении Городской управы; 3). Необходимо заключить контракт. В сентябре месяце арендатор обязуется предоставить в кассу управы еще 2000 рублей в качестве залога для обеспечения уплаты положенного жалования артистам; 4). 18 рублей за спектакль – за освещение театра электричеством».
Показательно выступление г-на А.П. Тиковского в Ярославских губернских ведомостях №10, 14 от 1889 года, в котором он анализирует взаимосвязь условий сдачи в аренду театра с материальными результатами данного театрального сезона.
«Полный сбор ярославского театра, по обыкновенным ценам, дает как известно, 518 рублей, между тем из имеющихся у нас под руками самых точных сведений о материальных результатах каждого спектакля оказывается, что за исключением двух бенефисов, полных сборов совсем не было, спектаклей, давших более 300 рублей, было очень немного, во всяком случае, на половину меньше таких, при которых в кассе не насчитывалось 100 рублей. В общем же – «дефицит» до 2700 рублей. Прекрасное вознаграждение за все старания и страшную работу, выпадающую на долю такого «умелого» антрепренера, как г. Борисовский; что же можно ждать от других, менее опытных, труппы которых будут хуже, что далеко еще не значит, что будут дурны? – закрытие театра после 10 спектаклей.
Это можно объяснить отчасти отдавшему предпочтению провинциальной публикой прогулкам по зеленому полю, невозможными условиями, на которых сдается Городской театр. Антрепренеру приходится платить 2000 рублей за сезон и при этом не пользоваться правом сдачи от себя буфета, состовлявшего отдельную статью городских доходов.
Подобных концепций при современных условиях театра никакая сколько-нибудь сносная антреприза не в состоянии выдержать. Не надо забывать, что расходы артистов увеличиваются с каждым годом, увеличиваются гонорары драматических писателей, среди которых существовал полный произвол, увеличиваются расходы на костюмы, декорации, афиши и т.д.
Во всей Европе, где театральное дело развито несравненно более, нежели у нас, где театр (театральное дело) обратился в положительную потребность, везде театр сдается безвозмездно, или города платят субсидию, а зачастую бывает и то и другое. В России театр также не прихоть, для многих при лучших условиях являлся бы такой же желательной потребностью. Провинциальные театры посещают мало, но в большинстве случаев это происходит вследствие крайней неудовлетворительностью труппы условиями, в которых поставлены антрепренеры. При теперешних условиях сдачи театра Ярославль рискует остаться надолго без трупы, что таких антрепнеров, как Борисовский, нельзя не ценить, и, чтобы заручиться им и другими, необходимо снизить арендную плату на 50% с предоставлением антрепренеру отдачи от себя доходных статей, если же это невозможно, то сохранить хотя бы такую же плату. Сдавать театр не на сезон, а на год, не лишая арендатора права пользоваться доходными статьями, которые так ничтожны в сравнении с 130 000 рублям годового прихода г.Ярославля, что поступиться ими на общуюю пользу неразорительно и не грешно».
В своем выступлении автор не только указывает на причины спада в развитии театра в Ярославле, выделяя одну из главных – нежелание Ярославского городской думы поддержать театр, сделать его подлинным культурным центром. Ярославская общественность, а именно образованные слои критиковали подобное отношение городской думы к театру как к коммерческому учреждению, предлагая изменить условия сдачи театра в аренду, что непременно способствовало бы возрождению истинного назначения театрального искусства – влиять на духовный рост общества.
Н.Г. Работнов говорил на заседании комиссии по подготовке к 150-летию русского театра: «Всем хорошо известно, что наш ярославский театр служит, так сказать, подобной ареной для начинающих антреприз, которые, не задаваясь преследованием каких-либо высоких целей, стремятся к достижению единственной цели: как бы проработать зимний сезон без убытка и заменить, променять Ярославль на какой-нибудь другой, более выгодный в этом отношении город».
Такова была судьба Ярославского театра в те годы. И, тем не менее, даже в этих условиях в труппе появлялись новые таланты.
Осенью 1896 года на сцене Ярославского театра началась творческая деятельность замечательного русского актера Ивана Михайловича Москвина. В 1896 году И.М. Москвин окончил с большой серебряной медалью музыкально-драматическое училище и после того приехал в Ярославль. 24 сентября состоялось открытие сезона в ярославском театре. Шла пьеса В.Александрова «На жизненном пути». Одну из небольших ролей в этой пьесе исполнил юный Москвин, выступавший тогда впервые на ярославской сцене. В конце рецензии об этом спектакле, напечатанной 1 октября в местных «Ярославских губернских ведомостях», было сказано несколько бесцветных слов и о Москвине: «Г-н Москвин моментами играл рельефно». В рецензии, напечатанной позднее о постановке пьесы Шпажинского «В старые годы», говорилось, что у «Г-на Москвина есть превосходные моменты».
Однако уже через короткое время ярославский зритель оценил замечательный талант Москвина. 11 октября того же года был дан в местном театра «Лес» А.Н. Островского. Москвин играл роль Счастливцева. В рецензии об этой постановке имя его особо выделялось: «Отчетный спектакль, доставив глубокое наслаждение переполнившей театр публике, вызывал бурные восторги зрителей. Особенно отрадно отметить в данном случае исполнение г-жи Золотаревой и г-на Москвина, таких юных артистов, сценическая карьера которых только начинается, но начинается с таким блеском».
Особым успехом Москвин пользовался в пьесах Островского. Еще через месяц он исполнил роль в пьесе «Не было ни гроша, да вдруг алтын». В рецензии говорилось: «г-н Москвин был бесподобен. Этот юный, очень талантливый актер нашей труппы, пользующийся выдающимся успехом, с каждой новой ролью выказывает все более и более крупное дарование, которое он не зарывает в землю, а совершенствует в полной мере».
28 января 1897 года в яросласком городском театре состоялся бенфис И.М. Москвина. Ставилась комедия Островского «Женитьба Бальзаминова». Москвин исполнял главную роль. К этому времени талант молодого артиста развернулся, окреп, и рецензент писал: «Юный, но уже, безусловно, опытный и еще более того даровитый артист И.М. Москвин представляет собой отрадное сценическое явление – разумно трудящегося хужожника, крупный талант которого, совершенствуясь … в недалеком будущем станет украшением, гордостью русской сцены, если самообразование молодого артиста не остановится, а напротив, будет все более и более развиваться…. С первых же шагов своих на нашей сцене, ставший любимцем ярославской публики, г. Москвин может рассчитывать на внимание к нему».
Это было бы лишь должной данью крупному художнику русской сцены. В день бенефиса Москвину было преподнесено полное собрание сочинений А.Н. Островского, в пьесах которого, как сообщалось в газете, юный артист наиболее проявил перед ярославской публикой свой разносторонний крупный талант».
И.М. Москвин пробыл в Ярославле семь месяцев и переиграл здесь около 60 ролей. Ярославская публика горячо полюбило его.