О городе Ярославль

Полное описание материала
Создадим сайт для Вашего дома - БЕСПЛАТНО!   
Реклама 468x60
История 6569 AlexGraur

ЦЕРКОВЬ АНДРЕЯ КРИТСКОГО

Наш город занимает особое место в Золотом кольце России. Его часто называют,и вполне справедливо, настоящей его жемчужиной. Обилие замечательных памятников архитектуры, созданных мастерами прошлого, привлекают сюда туристов не толь-ко со всей России, но и со всех уголков земли.

Все стремятся побывать здесь, увидеть своими глазами творения прошлых веков. Наряду с памятниками зодчества «золотого» 17 века здесь сохранилось немало интересных архитектурных памятников начала 20 века. Один из них - образец русской храмовой архитектуры, построенный в самом начале прошлого века -церковь Андрея Критского. Строительство его было приурочено к празднованию 50-летия со дня учреждения «Товарищества Ярославской Большой мануфактуры». Вот почему и своё название церковь получила в честь её учредителей – Андрея Александровича и Ивана Андреевича Карзинкиных и Гавриилы Матвеевича Игумнова.

Владельцы Ярославской Большой мануфактуры, накопившие огромные состояния не пожалели денег, чтобы пышно отметить юбилей своего детища, изделия которой продавались по всей России и приносили её владельцам немалые прибыли. Оставить по себе память потомкам они решили, построив в самом центре фабричного посёлка новую церковь.

Будущую церковь решено было назвать в честь трёх святых: Андрея Критского, Иоанна Сапостника и Архангела Гавриила. Члены правления «Товарищества Ярославской Большой мануфактуры», богатейшие люди России, не скупились на средства, когда задумали построить новую церковь. И место для неё было подобрано удачное - на высоком берегу Которосли по соседству с храмом Николы в Меленках, возведённом в 1668-1672 гг. в честь святителя Николая Чудотворца.

К строительству нового храма, символизировавшего их значительные успехи и мощь, были привлечены лучшие архитекторы и строители. Шёл уже 20-й век, в русскую архитектуру всё увереннее проникал новый стиль – модерн. В строительстве стали широко использоваться новые строительные и облицовочные материалы: железобетонные конструкции и керамическая плитка.

Почти десять лет шли проектные работы, над которыми работали лучшие архитекторы России. Лучшим был признан проект, представленный академиком Александром Васильевичем Ивановым. Его проект отличался удачным сочетанием элементов традиционной русской архитектуры с модерном. Он отвечал всем требованиям заказ-чиков: изысканностью архитектурного облика, размерами, и быстротой строительства.

Закладка будущего храма прошла 27 июля 1904 года. Первый кирпич в фундамент будущего храма заложил, а затем и совершил его освящение архиепископ Ярославский и Ростовский Сергий.

И вот позади четыре года строительных работ. Когда были убраны строительные леса, перед восхищенными взорами собравшихся на торжественное открытие новой церкви во всей красе предстал замечательный храм, поразивший всех присутствовавших своей красотой и величием. Такого храма они еще не видели, прежние старые церкви выглядели совсем иначе: В них было душно, тесно, колокольни располагались отдельно от храмов.

Тут же всё было иначе: колокольня и храм составляли единое целое. Она располагалась над главным входом и поражала своей высотой - около 43 метров. Алтарную часть храма завершали три мощных купола, увенчанные главами с креста-ми из граненого хрусталя. До нас они, увы, не сохранились, с ними безжалостно расправились атеисты, когда советская власть начала войну с религиозным дурманом. Одни храмы уничтожили, другие приспособили под клубы, склады или магазины. Незавидная участь досталась и этому храму. Церковь была «развенчана»: луковки глав были уничтожены, а без них церковь утратила свое былое величие и праздничный вид.

А в начале прошлого века, когда торжественно открывали новый храм, он представлял собой последнее слово архитектуры. Храм получился очень просторным и светлым за счёт мощных сводов и громадных окон с разноцветными стёклами, которые создавали неповторимую игру света в солнечную погоду. Впервые в Ярославле при сооружении этого храма были использованы металлические переплеты окон, изготовленные в Москве, в мастерской Лихушина.

В отделке храма очень широко была использована метлахская керамическая плитка. Ею были покрыты порталы главного входа, фриз притвора, пол храма, карнизы окон и верхней алтарной части храма. В солнечную погоду плитка играет всеми цветами радуги, а солнечные лучи, отражаясь в ней, горят золотом.

Богато оформлены также обрамления окон, главный вход и дверной проём внутри церкви. Цветочный орнамент из изразцовой плитки с повторяющимся рисунком лилий обрамляет периметр огромных восьми окон и входных арок главного входа и внутри церкви. Можно только удивляться умению и таланту старых мастеров, создавших такую красоту. Ведь минуло уже сто лет, а окна благодаря металическим переплётам хорошо сохранились без ремонта, правда цветные стёкла местами утрачены, но это уже наверняка не без стараний любителей пострелять из рогаток.

Храм представляет собой огромный светлый зал со сводчатым потолком, поддерживаемый железобетонными арками. Стены и своды были заполнены картинами, выполненными по оригиналам известных русских художников: «Крещение Руси» Васнецова, «Св.Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на битву с татарами» и пр.

В самом центре зала висело двухъярусное паникадило, тоже утраченное. К созданию трехъярусного иконостаса, выполненного в русско-византийском стиле был приглашен художник И.М.Дикарев. По признанию известного ярославского искусствоведа И.П.Болотцевой, работа И.М.Дикарева заслуживает самой высокой оценки. В Ярославле это был единственный храм, украшенный современной церковной живописью, только начавший пробивать себе дорогу. Процесс рождения нового искусства едва начавшись, был искусственно приостановлен. А предпринятые поиски каких-либо следов иконностаса, выполненного И.М.Дикаревым, не увенчались успехом.

Церковь была закрыта в 1923 году. Сразу же после закрытия здание подверглось варварскому надругательству. Храм был обезглавлен, чем был нарушен его перво-начальный облик. Тщательно замазали мозаичное изображение Николая Мирликийского: фигура святого была закрашена несмываемой чёрной краской, в верхнем правом углу мозаики со сих пор видны отверстия для вентиляции. В 90-х годах 20-го века чёрная краска с мозаики была удалена и сейчас можно любоваться изумительным мастерством художников, которым удалось возродить забытое к началу 20-го века искусство мозаики, к созданию которой, кстати, приложил руку великий русский учёный М.В.Ломоносов.

После закрытия церкви Андрея Критского здание стало использоваться по разному назначению. Сначала, до открытия кинотеатра в церкви Петра и Павла, здесь пробовали устроить кинотеатр, но от этой идеи пришлось отказаться. Громадный зал при включении звука давал мощное эхо, и трудно было разобрать речь артистов. Тогда какой-то «умной» голове пришла мысль превратить церковь в рабочую столовую. Сказано - сделано. Церковь в спешном порядке освободили от ненужного «хлама» : мощный иконостас раскурочили, алтарь превратили в кухню, завезли необходимое оборудование, расставили столы, и заработала столовая.

На фотографии, помещенной в буклете 1926 года, выпущенном газетой «Северный рабочий», среди прочих снимков есть фотография, на которой изображен внутренний вид столовой. Видны несколько рядов столов, расположенных в центре зала. Интерьер обеденного зала дополняли несколько кадок с популярными в 20-е годы прошлого века фикусами. В таком виде в качестве столовой церковь Андрея Критского, Иоанна Сапостника и Архангела Гавриила просуществовала вплоть до 1951 года, когда она была передана городским властям и в ней устроили городской дом физкультуры № 1. В этом статусе она находилась до 2001 года. Затем в здании церкви располагалась детская спортивная школа олимпийского резерва.

Дополнительная информация

Реклама 468x60
Реклама 468x60
sidetitle">

Оставить комментарий

avatar
Добавить справку
Вы еще не вошли на сайт, пожалуйста авторизуйтесь!

Старая форма входа
Рекомендуем [0]
Материалы попадающие в верхний слайдер
Основные сведения [0]
Гостям, туристам [0]
Памятные даты [0]
История [22]
Управление, власть [0]
Силовые структуры, безопасность [0]
Энергетика [0]
Финансы [0]
Производство, переработка [0]
Торговля и сфера услуг [0]
Инфраструктура, строительство [0]
Связь, IT, коммуникация [0]
СМИ, медиа [0]
Наука, технологии [0]
Медицина, здравоохранение [0]
Спорт, физкультура [0]
Культура [0]
Религия [0]
Образование, воспитание [0]
Общество, социум [0]
Туризм, путешествия [0]
Транспорт [0]
Природа, экология [0]
Досуг, развлечения [0]
Фотоальбом [0]
Материалы ключевым содержанием которых является фотография
Видеоальбом [0]
Видеоматериалы в основном информационного, познавательного характера так или иначе касающиеся города
Вебкамеры [0]
Разное [0]
Всё что не вошло в другие рубрики